Тематичний напрям 2.
Розвиток державного управління та
державної служби: міжнародний досвід
Бішер М. А. Аларадж,
Інститут міжнародних відносин
Київського національного
університету ім. Т. Г. Шевченка
Сравнительный анализ положений заявленных
политическими лидерами государства Израиль, что «стену построил террор» и что
защитная стена – это временный шаг, на который Израиль пошел ради предотвращения
террористических нападений вплоть до полного политического урегулирования
израильско-палестинского конфликта всего лишь паразитирует международное
правовое сообщество непосредственными политическими действиями самого Израиля.
Именно такой правовой дискриминацией политической стратегии Израиля послужил
предоставленный меморандум Международному суду от 30 января 2004 года. В
меморандуме, в частности, отмечается, что Международный суд не имеет
достаточных оснований рассматривать вопрос строительства «стены безопасности»,
которая «сооружается для борьбы с терроризмом, что согласовывается с правом
Израиля на самооборону».
В ответ на приведенные действия Израилем от
9 июля 2004 года Международный Суд выпустил свое консультативное заключение о
строительстве разделительной стены на оккупированных палестинских территориях.
Это консультативное заключение считается историческим решением в истории
палестино-израильского конфликта. Международный суд подтвердил, что
строительство этой стены является незаконным и противоречит явно с нормами
международного права, в частности нормы международного гуманитарного права и
международного права прав человека. Стоит отметить, что Израиль отверг
применение норм международного гуманитарного права, особенно IV-ой Женевской
конвенции 1949 г .
на этих территориях, утверждая, что эти территории не являются оккупированными.
Также Международным судом было приведено некоторые разъяснения цитируя
Допонительные протоколы к Женевским конвенциям 1977 г . по поводу оправданий
израильским правительством и учитывая
правовые последствия для палестинской стороны .
Учитывая важность обозначенной проблемы,
нами акцентируется внимание на последствиях строительства разделительной стены,
а именно разделительная стена – это умышленная попытка израильского правительства
уничтожить демократические и правовые предпосылки правосубъектности создания независимого палестинского
государства.
Прежде всего, следует отметить, что в
указанных событиях закреплено отсутствие международной правосубъектности
Палестинской автономии. Такое поведение Израиля объясняется его усиленным
контролем за внешними сношениями Палестинской Автономии, обеспечением
безопасности и охраной границ. Но с другой стороны стремление палестинцев
расширить полномочия Палестинской Автономии и обеспечить ей международную
правосубъектность лишено почвы совершенствования через воздвижение стены и тем
самым приводит к очередным затруднениям ближневосточного мирного процесса.
Результатом возведения этой стены, по нашему
мнению, ни как не отразилось на политике Израиля «о создании барьера
безопасности», а на оборот повлекло воспрепятственность свободному передвижению
палестинцев, ограниченному использованию социально-экономической инфраструктуры
(больниц, детских садов, школ и др.), а главное, ограничению их способности
заниматься экономической деятельностью зарабатывая себе на хлеб, продолжать
заниматься непосильным трудом земледелия, то есть сельским хозяйством. На
сегодняшний день насчитывается более 128 500 палестинцев или 19 населенных
пунктов проживающих в зоне разделительной стены заключены сложившейся проблемой
международных стандартов прав человека и основных принципов международного
права. Только соблюдение международных стандартов прав человека и
демократических принципов государства права в Палестинской Автономии может
стать основой для разрешения сложных проблем не разделительного а наоборот
объединяющего характера в решении окончательного ближневосточного мирного
урегулирования.
Представляется, что концепция сохранения
международных обязательств Израиля по международному праву соблюдать стандарты
прав человека на территории Палестинской Автономии только частично отвечает
сложившейся там сегодняшней ситуации. Но только такой подход требует уточнения
в отношении того, промежуточных соглашений ООП с Израилем Палестинской
Автономии получила право субсидиарную ответственность вместе с оккупирующей
державой за соблюдение международных стандартов прав человека а пределах своей
территориальной, функциональной и национальной юрисдикции. На наш взгляд, только
такой подход позволяет реально обеспечить участие Палестинской Автономии в
обеспечении прав человека и соблюдении принципа господства права, что
предусмотрено в нормах Декларации принципов и последующих имплементационных
соглашениях. Вместе с тем, предложенные нами уточнение дает возможность
разграничить ответственность за нарушения прав человека, имеющие место на
территории Палестинской Автономии между палестинскими властями и Израилем.
Немає коментарів:
Дописати коментар